войти через Google+ войти через VK
Древний город Херсонес Таврический
03.04.2015 597
изображение: Dmitry A. Mottl

Древний город Херсонес Таврический

Херсонес Таврический, или просто Херсонес  (др.-греч. Χερσόνησος — ἡ χερσόνησος: «полуостров»; византийское время — Херсон, в Генуэзский период — Сарсона, в славянских летописях — Корсунь) — полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя и является историко-археологическим заповедником. В 2013 году Херсонес вместе с его хорой на Гераклейском полуострове внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Этот древний город расположен на мысу между Карантинной и Песочной бухтами на территории современного Севастополя. Его древние руины и спустя тысячелетия поражают воображение людей. «Херсонес» в переводе с древнегреческого - «полуостров». В византийских источниках он именовался Херсоном, русские называли город Корсунем, а татары - Сары-Кермен (желтая крепость). Традиционно считалось, что этот город-полис (государство) был основан в 422-421 гг. до нашей эры выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на южном побережье Черного моря. Современные исследователи Херсонеса утверждают, что он возник ещё в 528 году до новой эры (В.С. Виноградов, В.Б. Иванов, М.И. Золотарев и др. Владимирский собор в Херсонесе. Севастополь, 2001, с. 7). Если это так, то город становится старше на целое столетие.

Форпост Византии в Крыму, где кончался путь «из варяг в греки», город древнегреческой цивилизации и высокой культуры, в течение двух тысяч лет он являлся крупным экономическим, торговым и культурным центром Северного Причерноморья. Судя по раскопкам, Херсонес заложен на более раннем, скорее всего таврском поселении. Его историю обычно делят на два периода: античный - рабовладельческий - с момента основания  и до IV века, в котором выделяют эпоху подчинения Херсонеса Риму (I - IV века), и средневековый - феодальный - с V века до разрушения города в 1399 году войсками Золотой ордой.

Во второй половине IV - начале II в. до новой эры Херсонес становится крупнейшим государством - рабовладельческой демократической республикой. Это было время наивысшего экономического расцвета города-государства. Херсонес  принимал активное участие в общегреческих праздниках, спортивных состязаниях, вёл активную внешнюю политику. Верховной покровительницей города считалась Артемида/

Базилика в Херсонесе фото: Dmitry A. Mottl 

Говоря о Херсонесе, невозможно удержаться от слова «уникальный»: он не подвергся застройке, как это случилось с Пантикапеем, Феодосией, Евпаторией, с древними столицами - Афинами, Римом, Константинополем, его сельскохозяйственные угодья - хора, несмотря на наступления городской застройки, сравнительно неплохо сохранились. 

Гераклейский полуостров был разделен на 400 клеров - земляных участков, до тридцати гектаров каждый. Здесь выращивали виноград, зерно, овощи, фрукты. Экономическую независимость Херсонеса определяло не только сельское хозяйство, но и промыслы, ремесла и успешная торговля.

В IV—III веках до н. э. Херсонес выпускает массовые серии серебряных монет, успешно конкурировавших с другими валютами черноморского региона. Город, рожденный греческой цивилизацией, был широко известен в мире. О нём упоминают римский географ Страбон и византийский император Константин Багрянородный, Плиний Старший и многие другие античные и средневековые авторы. 

В III веке до н. э. в Херсонесе жил историк Сириск, описавший историю города и его взаимоотношения с Боспором и другими городами Причерноморья. Упоминание об этом историке сохранил памятный декрет, датирующийся второй половиной III века до н. э.

Колокол в Херсонесе фото: Dmitry A. Mottl 

Все годы существования государства Херсонесу приходилось вести войны. Во II век до н. э. шла кровопролитная, длительная война со скифами. Была утрачена Керкинитида, разрушен Калос Лимен, враг неоднократно стоял у ворот города. Херсонес вынужден был обратиться за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который направил в Крым большой отряд во главе с полководцем Диофантом. Действуя во главе объединённой армии, куда входили херсонесские и понтийские войска, Диофант в продолжение трёх кампаний (около 110-107 гг. до н. э.) разгромил скифов, взял Феодосию, прошёл на Керченский полуостров и захватил Пантикапей. Однако и Херсонесу не удалось сохранить свою самостоятельность: он вошёл в состав державы Митридата. С тех пор город находился в постоянной зависимости от Боспорского государства.

После смерти Митридата VI Евпатора политическая карта всего Восточного Средиземноморья кардинально изменилась. Выбирая из двух зол меньшее, херсонеситы стремились «стать под твёрдую руку» Рима в качестве «свободного города» и избавиться от унизительной опеки полуварварских царей Боспора. Римский диктатор Гай Юлий Цезарь даровал городу желаемое. Однако позднее, следуя своему излюбленному принципу «разделяй и властвуй», римские императоры то подчиняли город своим союзникам — боспорским царям, то предоставляли ему «свободу», когда необходимо было сдержать амбиции боспорских монархов.

В первых веках нашей эры в Херсонесе утверждается олигархическая республика, власть в которой принадлежала незначительному кругу влиятельных, знатных и послушных Риму лиц. В 60-е годы I века римляне организовали крупную военную экспедицию в Таврику, чтобы дать отпор скифам, вновь угрожавшим городу. После разгрома скифов войсками трибуна Плавтия Сильвана, Херсонес становится форпостом римских войск в Северном Причерноморье.

В цитадели города, сменяя и дополняя друг друга, стояли отряды I Италийского, XI Клавдиевого и V Македонского легионов из провинции Нижняя Мёзия (территория современной Болгарии), а в херсонесской гавани базировались корабли мёзийского Флавиевого флота. В городе находилась ставка военного трибуна, командовавшего сухопутными и морскими силами в Крыму.

Собор Святого Владимира в Херсонесе фото: Dmitry A. Mottl 

Уже в I веке в Херсонесе появляются первые последователи христианства. Здесь оканчивает свою жизнь римский папа Климент I. К IV веку относится время жития Херсонесских святых. В 381 году херсонесский епископ Эферий принимал участие во Втором Вселенском Соборе[9]. Безжалостно разрушаются памятники античного искусства, театр, храмы, их заменяют христианские церкви, часовни. В составе Римской державы в IV—V веках город ведёт изнурительную борьбу за выживание, сдерживая сильнейший натиск варваров, среди которых особой свирепостью отличались гунны. Херсонес, защищенный мощными оборонительными стенами, продолжает жить ещё тысячелетие, но уже в условиях нового, феодального строя.

В V веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи, а в IX в. стал одной из её военно-административных областей. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунем. Вплоть до XIII века он был форпостом Византии в Крыму. В это полутысячелетие своей истории Херсон оказывался в перекрестии военно-политических интересов Хазарского каганата, Киевской Руси, печенегов и половцев, но врагу лишь однажды удалось вступить в городские пределы. В 988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город. Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне. В сознании древнеславянских летописцев захват Корсуни неразрывно связан с Крещением Руси и предшествовал распространению православия среди древних славян.[нейтральность?][источник не указан 118 дней]

Провал в 1204 году IV-го крестового похода привёл к развалу Византийской империи на ряд мелких государств и резкой активизации мусульманских и кочевых народов. Всё это имело самые печальные последствия для Херсонеса. В первой половине XIII века хозяевами Причерноморья стали турки-сельджуки, подчинившие себе всю транзитную торговлю. В 1223 году свой первый набег на Крым совершили монгольские орды хана Батыя; южный берег полуострова подвергся нападениям турок-сельджуков. В 1299 году южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая. Не смог устоять и Херсонес. Во второй половине XIII века главные торговые пути переместились в восточную часть Таврики, где генуэзцы основали свои торговые фактории Кафу (современная Феодосия), Солдайю (современный Судак), а вблизи Херсона возникает Чембало (современная Балаклава).

В середине XIV века контроль над городом осуществляли генуэзцы, но вернуть ему былое могущество не удалось. Великий князь Литовский Ольгерд разбил крымскотатарское войско в 1363 году близ устья Днепра, вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь все ценные церковные предметы. Преемник его Витовт в 1397 году пошёл на Крым, дошёл до Каффы и снова разрушил Херсонес.

Не следует думать, что в XIII — XIV веках херсониты смиренно наблюдали угасание жизни родного города. Напротив, ремонтировались городские стены и башни, в храмах совершалась служба, мостились улицы, работали мастерские, не пустовали постоялые дворы… Жилые дома украшались орнаментальной резьбой, росписью, фигурными карнизами. Но в 1399 году темник Едигей предаёт город огню и мечу. После этого сокрушительного удара Херсонесу подняться было не суждено. Херсонес в первую очередь был торговым городом, который исчез, потому что не выдержал конкуренции с генуэзскими колониями: Кафой, Чембало и другими. Они забрали в свои руки торговлю в бассейне Чёрного моря. Учитывая нравы генуэзских купцов можно представить, что не все методы борьбы с Херсонесом были честными.

В первой половине XV века ещё теплилась жизнь небольшого рыбацкого посёлка, но вскоре население покинуло и его.  Город умер…

Регулярные исследования начались в 60-е годы XIX века. С 1888 года началось систематическое обследование полиса и хоры. В 1892 году открыли музей, носивший название «склад местных древностей» Самые ценные находки отправляли в столицы Российской империи - Москву и Санкт-Петербург. В 1978 году Херсонесский музей преобразовали в Государственный историко-археологический заповедник; с 1994 года национальный заповедник «Херсонес Таврический» - один из наиболее значительных центров изучения древней культуры.

В настоящий момент раскопано более одной трети территории полиса, свыше двадцати крупных христианских храмов, в том числе Уваровская базилика - самый большой христианский храм в Крыму. Православные легенды связывают с Херсонесом имена Святого апостола Андрея Первозванного и святого римского папу Климента, святого римского папу Мартина I и семи священномучеников - херсонесских епископов. На земле Херсонеса побывали просветители славянства, создатели славянской письменности святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. 

С 1990 года на территории Херсонеса ежегодно проводится праздник славянской письменности и культуры. Считается, что именно здесь принял крещение князь Владимир Святославович, сделав важный шаг по утверждению христианства в Киевской Руси. Об этом и многом другом повествуют уникальнейшие реликвии в экспозициях музея: коллекции античной и средневековой нумизматики, керамики, лапидарных памятников, стекла, украшений. Среди них ценнейший эпиграфический памятник - присяга граждан Херсонеса, изображение юноши - единственный в мире, самый ранний из всех известных образец древнегреческой живописи, выполненный в технике энкаустики. А херсонесские мозаики, над которыми почти не властно время, театр - единственный обнаруженный из существующих в античные времена на территории бывшего Советского союза археологом О.И. Домбровским, монетный двор, главная улица длиною 900 метров, оборонительные стены с башней Зенона и кварталы жилых домов, некрополь.

Увы но часть города со временем было поглащенно морем. Морские пучины таят в себе множество загадко и сокровищ, ожидая своих исследователей. Хорошо сохранившееся городище время от времени открывает свои тайны. 

При реставрации Владимирского собора обнаружили цистерну IХ-Х веков новой эры. В ней сохранились две колонны, в своё время поддерживающие свод, фрагменты керамических труб. Где-то в конце X века надобность в цистерне исчезла и её стали использовать в качестве долговой ямы-тюрьмы.

Стены цистерны буквально заполнены граффити - процарапанные в слое штукатурки (цемянки) записи и рисунки: силуэты судов, кресты, растения, птицы, животные. Впереди кропотливая работа по их расшифровке. Херсонес привлекает внимание учёных со всего мира. Ученые Херсонеса создают Археологический парк для спасения хоры, не имеющей мировых аналогов.

Архитектурные памятники Хесонеса Таврического

Центральная площадь Херсонеса

Агора (центральная площадь) Херсонеса располагается в средней части главной улицы. Заложенная здесь при первоначальной планировке города в V в. до н. э. она не изменила своего назначения до его гибели. В античную эпоху здесь находились храмы, алтари, статуи богов, постановления народного совета.

После принятия христианства в IV в. на агоре появился новый архитектурный ансамбль, состоявший из семи храмов. В середине XIX века в честь киевского князя Владимира, крестившегося в Херсонесе (Херсоне), на ней строится собор, носящий его имя.

Театр
Херсонесский театр был построен на рубеже III и IV веков, он вмещал около 3 000 зрителей. Здесь устраивались представления, народные собрания и празднества.

В период римского владычества театр также служил ареной для боёв гладиаторов. Когда христианство становится официальной религией Римской империи спектакли были запрещены. Театр пришёл в запустение и на его руинах были возведены два христианских храма. Один, размещавшийся на орхестре, был разобран при реставрации. Второй — большой крестообразный храм — сохранили. Он получил название «Храм с ковчегом».

Базилика в базилике

В мае 2007 года вандалы опрокинули колонны «базилики в базилике», некоторые колонны раскололись, был повреждён мозаичный пол.

Башня Зенона

Башня Зенона — оборонительная фланговая башня Херсонеса, одно из наиболее сохранившихся оборонных сооружений города.

Колокол
Колокол отлит в Таганроге в 1778 г. из турецких пушек, взятых в качестве трофея. На нём изображены покровители моряков — св. Николай и св. Фока. После Крымской войны был вывезен в Париж, где находился до 1913 г. Во время непогоды использовался как сигнальный колокол.

Маршрут:

До заповедника можно добраться маршрутным такси № 22.

ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ