войти через Google+ войти через VK
Панорама Оборона Севастополя

Панорама Оборона Севастополя

Панорама Оборона Севастополя посвящена 349-дневной обороне города во время Крымской войны (той самой, в память о которой установлен Памятник затопленным кораблям). 

По замыслу автора Ф.А. Рубо смотровая площадка Панорамы – вершина Малахова кургана, откуда посетитель обозревает события, происходящие ранним утром 6 (18) июня 1855 г. 

В этот день союзники предприняли первый штурм города. Восемь французских и английских дивизий численностью до 43 тысяч человек атаковали укрепления Корабельной стороны Севастополя, которые находились под защитой 24 тысячной российской армии. Панорама запечатлела разгар грандиозного сражения. 
В переводе с греческого слово «панорама» означает «вижу всё вокруг». Живописное полотно длиной по окружности 115 м, высотой 14 м поражает своими размерами, а изображённые на ней события – широтой и масштабностью. Панорамная форма картины позволяют показать поле боя на несколько десятков километров вдаль, множество происходящих одновременно на большом пространстве эпизодов с огромным количеством участников (на полотне изображено более 4000 фигур). На переднем плане картины обобщённые образы матросов и солдат – основной силы в защите Севастополя. Среди героев живописного полотна – реальные участники обороны: хирург Н.И. Пирогов, матрос Петр Кошка, Даша Севастопольская, адмирал П.С. Нахимов и др. 

Многофигурная композиция панорамной картины органично связана с характерным севастопольским пейзажем: бухтами, холмами и оврагами, видом осаждённого города с большим количеством разрушенных зданий.  Изображение местности, фигур и предметов с использованием законов перспективы, специальный подбор красок создают эффект пространственной глубины картины, а верхний отражённый рассеянный свет – ощущение естественной воздушной среды. Возникает иллюзия присутствия погожим июньским утром на Малаховом кургане: клубится дым от орудийной стрельбы, неприятельские войска идут в атаку, защитники отражают атаки штурмующих... 

Основу художественной композиции составляют батальные сцены. Располагая их с постепенным нарастанием напряжённости, автор панорамы сумел показать все фазы оборонительного боя за Малахов курган – от стрельбы артиллерийских орудий до рукопашной схватки с французами на батарее Жерве – кульминации сражения. В заключительных сценах – отражение атаки англичан на 3-й бастион. Столбом дыма отмечено на полотне место 4-го бастиона, на бывших позициях которого находится здание Панорамы. 

К боевой обстановке на бастионе Малахова кургана приближает расположенный перед картиной по кругу предметный план. Здесь на площади около тысячи квадратных метров – бутафорские оборонительные сооружения, орудия, ядра и подлинные предметы военной атрибутики того времени. Переход от макетов предметного плана к изображению на холсте почти визуально незаметен. Так посредством единства живописи и объёмного макетирования, использования специального освещения, воспроизведения грохота взрывов и свиста летящих ядер, артиллерийской канонады и ружейной пальбы, характерных для середины XIX в., достигается впечатление реальности изображённых событий. Уже через несколько минут присутствия на смотровой площадке Панорамы посетитель начинает ощущать себя не наблюдателем, а непосредственным участником эпохального сражения.

 

Рассмотрим сюжет панорамы «Оборона Севастополя» кисти Франца Алексеевича Рубо.

  • …Утро 6(18) июня 1855 года. Над осажденным Севастополем вздымается пламя пожаров. Вражеские суда, стоящие на внешнем рейде, обстреливают город и его укрепления. Затопленные корабли Черноморского флота преградили вход в Большую (Северную) бухту эскадре противника.
    На перевязочном пункте Малахова кургана видна фигура знаменитого хирурга Н. И. Пирогова. На предметном плане — главный бомбовый погреб.

  • На небольшом мысу, около входа в Корабельную бухту, расположена Павловская батарея. Недалеко от нее — трехмачтовый флагманский корабль «Великий князь Константин». Виден пароход, который тянет на буксире баржи с убитыми солдатами и матросами. Их везут на кладбище Северной стороны.
    На предметном плане — один из блиндажей Малахова кургана.
  • За Большой бухтой видна Северная сторона. Ближе — солдаты Черниговского полка спешат на помощь защитникам Малахова кургана. Из-за укрытий выходят севастопольские женщины, которые направляются на передовые позиции, чтобы напоить водой воинов и оказать помощь раненым.
    На предметном плане — полевое укрытие для защиты от пуль и осколков снарядов.

  • На берегу бухты—1-й бастион и его оборонительная казарма. Защитники бастиона успешно отразили штурм французов. В Большой бухте видны русские военные корабли, огнем своих пушек поддерживающие защитников бастиона. Ближе — одна из передовых батарей Малахова кургана. Левее — телеги, на которых лежат раненые. По дороге, переходящей из картины на предметный план, на огневые позиции бегут солдаты Черниговского полка.
  • Защитники Севастополя отражают атаку французов, которые по лестницам взбираются на укрепления Малахова кургана. Правее стоит женщина с коромыслом на плече. Это матросская дочь Даша Севастопольская — первая медицинская сестра, которая оказывала помощь раненым на поле боя.
    На предметном плане — сигнальный пост Малахова кургана. На его мачте поднят флажок — сигнал большой опасности.

  • В проходе батареи, за носилками, которые несут два матроса в белых рубашках, идут, возвращаясь из ночной вылазки, прославленные разведчики Петр Кошка (высокий матрос с двумя ружьями) и Федор Заика. Ближе — солдаты Полтавского полка ожидают приказа занять огневые позиции.
    На предметном плане — землянка.
  • Опираясь руками на бруствер, наблюдает за боем выдающийся русский флотоводец адмирал П. С. Нахимов.
    На предметном плане землянка. Возле нее стоит разбитая пушка.
  • Из башни выбегают солдаты. Справа видно пламя пожара на укреплении, где упала вражеская бомба.
    Ближе, на предметном плане, землянка (камбуз).
    Недалеко от орудия над смертельно раненным русским офицером наклонилась медсестра Прасковья Ивановна Графова, прославленная своим мужеством.
  • Батарея Сенявина обстреливает наступающих на Малахов курган
    Правее, возле одной из пушек, матрос, георгиевский кавалер Александров, рискуя жизнью, заливает водой вражескую бомбу.
  • На брустверах батареи Малахова кургана солдаты отражают штурм французских войск.
    На предметном плане – разрушенная офицерская землянка.
  • Вдали — колонны вражеских войск, штурмующих Малахов курган. На склоне, впереди офицеров, стоит, опираясь на палку, начальник пехоты Малахова кургана генерал Юферов, наблюдающий за боем на батарее лейтенанта Жерве.
    На предметном плане — денщик набирает воду из бочки, чтобы погасить тлеющее бревно в офицерской землянке.
  • Решающий момент сражения за Севастополь — рукопашный бой за батарею Жерве.
    На склоне Докового оврага — захваченная французами батарея Жерве.
    Над нею поднято французское трехцветное знамя. Одна из пушек батареи
    повернута в сторону русских войск. Над защитниками Малахова кургана
    нависла серьезная опасность.
  • Рукопашный бой за батарею Жерве. Русскими солдатами командует
    начальник войск Корабельной стороны генерал С. А. Хрулев. На коне, с высоко поднятой саблей, он появляется в самых опасных местах, личным примером подбадривая воинов.
    На предметном плане — батарея Станиславского.
  • Адъютант генерала Хрулева скачет на коне за резервами, которые должны помочь защитникам батареи Жерве. Саблей он указывает направление движения.
    За Доковым оврагом, на склоне, 3-й бастион. Его безуспешно штурмуют английские войска.
    Вдали 4-й бастион, над которым клубится белый дым разрывов. На предметном плане — пушка батареи Станиславского.

  • Батареи Будищева и Яновского обстреливают англичан, штурмующих 3-й бастион.
    Ближе видна фигура юного барабанщика. Стоя на возвышении, он выбивает сигнал тревоги. Из укрепления выбегают солдаты, спеша на помощь защитникам батареи Жерве.
    На предметном плане — блиндаж.
  • На земле, возле иконы, лежат убитые русские солдаты. Они погибли, мужественно защищая город от иноземных захватчиков.
    Дальше — виден город, здания флотского экипажа.

 

В годы Великой Отечественной войны немецкие бомбы сильно повредили здание панорамы, уникальная картина загорелась. Рискуя сгореть заживо, советские воины вынесли часть полотна из пылающего здания. После войны панорама была заново воссоздана советскими художниками. Творческую группу, включавшую в себя 17 человек, возглавил сначала академик В.П. Яковлев, а после его смерти другой знаменитый живописец — Соколов-Скаля. Тщательно изучив события, о которых рассказывала панорама, а также спасенные отрывки полотна и старые фотографии, художники вновь написали картину, детально воссоздав предметный план. Кропотливый труд группы художников был окончен к 100-летию первой героической обороны города Севастополя.

ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ